ПРО ОПОРЫ

В течение года в моей группе онлайн медитации отдельный запрос на практику «про опоры» возникал примерно раз в месяц-полтора.  И это при том, что каждая практика  начинается с заземления и центрирования, проверки присутствия в «здесь-сейчас» и перевода внимания  на бёдра, ноги, стопы – те, части тела, которые соприкасаясь с «землёй», и дают нам  ту самую опору.

 

Мы можем быть настолько погружены в мир беспокойства, сомнений, чужих норм и правил, что любая «неправильная» мысль или  ситуация, в которой мы чему-то «не соответствовали»,  в буквальном смысле выбивает у нас почву из-под ног. И даже опытные медитаторы, и люди, много заботящиеся о себе, обнаруживают эту эмоциональную или телесную  встряску,

или захваченность мыслями.   И это нормально, мы живые. Мы чувствуем, мы думаем, и не по кнопке «вкл», а постоянно.  Превращать себя в бесчувственного робота, может, кому и покажется выгодным, но здесь есть один подвох. Лишая себя эмоций «отрицательных», мы одновременно  уничтожаем чувствительность к положительным эмоциям. Поэтому, если  формат «тупо робот»  вам не интересен, есть смысл время от времени добавлять себе «земли»,  то есть, научиться чувствовать и проживать Разное, не будучи при этом  раздёрганным в хлам.

Опоры  – это всегда контакт с чем-то или кем-то разной площадью поверхности тела. И смысловую нагрузку они несут разную. 

 

Мы можем практиковать лёжа, сидя и стоя.

 

В положении лёжа площадь контакта с нашей «землёй» максимальна. Ты в безопасности и никуда не упадёшь. 

Кому позволительно валяться на полу, на земле? Ребенку, конечно. Ну или тому, кому «закон не писан». Значит, в практиках лёжа мы в большей степени тренируем свою чувствительность

к собственным потребностям, проявлениям тела (боли, дискомфорту, блокам, зажимам

и наоборот, телесным удовольствиям и приятностям) и возможность быть с собой  и заботиться

о себе безоглядно. Лежа мы опираемся на наше Естество, внутреннего Ребенка, своё «хочу».

 

Просто сидеть, занимаясь практиками mindfulness  (и не только ими) можно из разных позиций.  У Валерия Веряскина  есть подробное видео о том, как сидеть. https://www.facebook.com/buddhavgorode/videos/1397250693705555/ или на Ютубе https://www.youtube.com/watch?v=3hu2x6GoCuo&t=917s

 

Валера  говорит о технических и физиологических аспектах практики сидя, об эмоциональном состоянии практикующего, о метафоре позы лотоса. Я лишь немного подробнее остановлюсь  на своей метафоре опоры сидя на стуле – возможно, непривычном варианте для восточной традиции и абсолютно обычном для западного светского ума.

 

Стул для ребенка – предмет из мира Больших, Родителей. С высоты своего роста  ему несравнимо проще и безопаснее на полу. Поэтому стул – это такой мостик в мир родительских правил и присутствия и включённости в социум: «высоко сижу – далеко гляжу».

Первый ребенкин стул – это всегда предмет для удобства того, кто заботится об уже умеющем сидеть пупсе. Высокий, с загородочкой (не дай Бог, свалится!), со столиком (чтоб удобно было поставить тарелку и чтоб поменьше гваздался ). Маленькая детская мебель для учёбы и игр имеет отчетливое послание «ты как Большой!» . Странный отдельно выделенный мир  дитячего сообщества, в котором  дети разыгрывают  родительские сценарии  и сцены из жизни старших.

И если ты не автослесарь или сталелитейщик, то твоя «высоколобая» жизнь потом может проходить на стуле.  В моём советском школьном детстве учителя очень чётко делили  хорошо учащихся детей на тех, кто «учится головой», и тех, кто «попой». И даже писатель нынче  становится известным не только потому, что он талантлив, но и потому что у него железная задница. Не говоря уже о качественном «офисном планктоне».

 

Так вот. Если мы вдруг решаем практиковать «со стула», то стоит быть готовым к тому, что это опора про Родительские фигуры. Тут  могут исследоваться мысли и чувства о предложенных нам когда-то сценариях и правилах,  о нашей социальной вписанности,  существующих в нас нормах.

Я, к примеру, долгое время не могла практиковать на стуле – слишком ярки для меня были ассоциации про офис и корпоративную жизнь. Сесть на стул в практике для меня означало зарегулировать и обязать, и принудить себя. Прошло время, темы Родительского, вероятно, проработаны в достаточной степени. Поэтому веду онлайн группу я со стула, но повышать чувствительность к своим потребностям и внимание к телу – это по-прежнему практики лёжа или сидя на полу.  

   

В практиках стоя мы опираемся на землю «всего лишь» ступнями (впрочем, как обычно в жизни для человека без двигательных ограничений). Маленькая, очень маленькая площадь опоры.  И это очень про человечность, про взрослость, про ответственность перед собой и возможность строить свой жизненный маршрут и идти по нему на своих ногах.  Мы можем опасаться сделать шаг вперед, поскольку сами себе кажемся хрупкой и ненадёжной конструкцией.  На самом деле мы просто не обращали внимания или слегка подзабыли, что вся наша телесная конструкция целиком работает на покой или движение, баланс или динамику. Особое значение приобретает позвоночник, макушка, тянущаяся вверх, мягкие мышцы и внимание к нижнему центру, тому, что чуть ниже пупка.

 

И тогда практика стоя – это опора на самого себя, чувство собственного достоинства и ответственность перед собой .  Уверенное «да» и «нет»,  ясное ощущение личных границ.

 

Практика опоры на себя в движении – это свобода движения по жизни, гибкость и маневренность, способность менять , то, что мы способны изменить: направление, темп, количество усилий и энергии, способ контакта с Другим. Чувствительность  к тому, что изменить не в нашей власти, но можно избежать или позволить этому пройти мимо , не задев, или с минимальным ущербом.

 

 

И еще один аспект опоры – наше дыхание. Мы дышим всегда, пока мы живы. А значит, можно взять в качестве опоры столб воздуха, входящий внутрь тела на вдохе, почувствовать, как он наполняет жизнью, взять из него ценность жизни и открытость тому, что приходит извне.  А на выдохе – отдать или обменяться с миром тем, что было внутри. И это не всегда отходы. Иногда это просто радость и любовь, энергия, копившаяся внутри, знания, поддержка и щедрость всем этим поделиться. И нет страха, что тебе не останется. Когда есть опора на себя, землю и мир вокруг – ты есть. И тебе достаточно.    

Write a comment

Comments: 0